Правда и мифы аптечного бизнеса. Письмо №1
Приступаем к самой интересной серии писем, которые помогу вам «заглянуть за прилавок» фармбизнеса. Я не говорю, что это всё справедливо для 100% аптек, но для большинства — точно, особенно если это аптека крупного города.
Представьте себя заходящим в аптеку, бросьте взгляд на прилавок, где под стеклом лежат всевозможные медикаменты. Факт первый. В большинстве случаев размещение медикамента на витрине проплачено, причём часто оплачивается даже количество упаковок, которое будет там лежать: одна, две и т. д.
Подходим к работнику аптеки и смотрим на его бейдж. Если на бейдже написано «медицинский консультант», значит, этот человек не имеет фармацевтического образования и по закону за прилавком стоять не должен. Но из-за нехватки кадров иногда такие сотрудники попадаются. Я бы у них не консультировался. Ищем фармацевта, он имеет среднее фармацевтическое образование или провизора — у него высшее образование. Кстати, не называйте провизора фармацевтом, обычно они на это обижаются.
Спрашиваем у работника аптеки интересующую нас группу препаратов, например, что-нибудь от аллергии. Факт второй. Аптекам платят не только за размещение лекарств на прилавках, но и за первоочередное предложение их клиентам. Например, в сети аптек «Ромашка» в апреле месяце на вопрос: «Дайте что-нибудь от аллергии» все сотрудники должны рекомендовать клиентам в первую очередь Зиртек. Это называется «первый выбор». Если вы отказываетесь, тогда предлагается второй выбор, который тоже заранее проплачен. Таким образом, могут быть оплачены предложения практически по всем популярным группам медикаментов: обезболивающие, противовирусные, жаропонижающие и т. д.
Я не говорю, что это плохо. Плохих медикаментов вам не посоветуют, но такая практика тем не менее существует.
Следующий этап. Вы покупаете некоторое лекарство и после этого от работника аптеки вам поступают дополнительные предложения. Например, вы купили по рецепту антибиотик. Вам к нему впридачу предлагают жаропонижающее, витамины, средство для восстановления микрофлоры кишечника, препарат для укрепления иммунитета и т. д. Это целое искусство, когда вместо запланированной пары упаковок лекарств вы в результате общения с аптечным персоналом покупаете их с десяток и думаете, что ещё штук 5 надо докупить.
Кстати, иногда по такой схеме работают и врачи, выписывая больному кучу всего не очень нужного. Один такой случай я описывал тут.
Существует ещё одна стандартная уловка. Вы пришли в аптеку и говорите: «Дайте мне упаковку цитрамона». Вам в аптеке отвечают на это: «Вы что, это же устаревший препарат, давайте Вам порекомендуем что-нибудь поэффективнее и посовременнее, где нет столько побочных эффектов». И начинается «развод на бабки». Хотя цитрамон может быть ничуть не хуже предложенного вам препарата стоимостью 200 рублей.
Помните, это — фармбизнес, который в первую очередь зарабатывает деньги на ваших проблемах со здоровьем. Ваши проблемы его мало интересуют.
Продолжение: Мифы о здоровье, на которых зарабатывают аптеки. Письмо №2