Дети-Джокеры. Почему и что делать?

На днях у меня состоялся интересный телефонный разговор. Мне позвонила знакомая врач-психиатр, которая работает главным врачом в городском психоневрологическом диспансере. Некоторое время назад я ей дал почитать свою книгу «Психология Анти-Джокера», мне был очень интересен ее профессиональный взгляд.

                В названии книги не зря используется имя известного кино-героя Джокера. В ней я подробно рассматриваю его психотип, описывая мотивы его поведения. Он является ярким примером глубоко несчастного человека, но важный нюанс заключается в том, что в фильме («Джокер» 2019 г., режиссёр Тодд Филлипс) герой сумасшедший. А в нашей жизни начинают встречаться люди с таким мышлением, которые, на первый взгляд, вполне здоровые, точнее, имеют такую точку зрения вполне осознанно, а не как результат патологии. В книге я описываю причины появления их в нашем обществе. Также я отмечаю, что, на удивление, герой Джокер, несмотря на всю свою отрицательность, имеет очень много поклонников.

И вот что интересного поведала врач-психиатр. С ее слов, за короткий промежуток времени ей пришлось встретиться с парой случаев, когда к психиатру за помощью обращаются родители, чьи дети считают Джокера кумиром и образцом для подражания. Один из таких детей даже планировал убийство нескольких человек. Причем, примером для него послужил случай стрельбы в школе, который произошел в Казани 11 мая. После произошедшего в Казани я написал статью, в которой постарался разобрать мотивы поведения таких людей. Статья так и называется: Казанский Джокер https://aurora.network/articles/267-pis-ma-chitateley/92442-kazanskiy-dzhoker В общем, мои прогнозы по росту числа людей с такой моделью поведения оказались верны.

Разговор, с одной стороны, мне очень льстил: профессиональный врач-психиатр подтверждает мои предположения и прогнозы. Но также он и пугал – я живу в этом городе, в нем живут мои родные, знакомые и нет никаких гарантий, что нет других поклонников Джокера, которые тоже замышляют что-то нехорошее. А сколько их по стране? К сожалению, такова печальная реальность.

Признаюсь честно, когда писал книгу, я думал больше о взрослых людях, а не о детях. Поэтому в продолжении статьи хотел бы коснуться причин появления такого поведения у детей и попробовать дать совет, что можно сделать в конкретном случае, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.

Начнем с поиска причин появления такого поведения – это надо очень хорошо понимать. Начнем с теории. Мы не понимаем, что человек приобретает человеческое поведение, а именно систему ценностей, нравственность, умение дружить и правильно взаимодействовать с окружающими не автоматически, а в результате некоторого воспитательного процесса, который длится достаточно продолжительное количество времени. Это называется — выработка социальных навыков. Если этому уделять недостаточное количество внимания, то в результате, навыки могут оказаться очень низкого качества и изменить их будет очень сложно.

Проблема современного общества, в том числе российского, что большая часть родителей должным образом не уделяют внимания воспитанию своих детей и это пол беды. Вторая половина заключается в том, что они доверяют «воспитание» гаджетам, которыми дети пользуются с раннего возраста, причем, очень часто бесконтрольно. Все это и приводит к очень печальным последствиям.  Давайте перечислю хотя бы несколько, которые видны невооруженным взглядом.

Во-первых, происходит нарушение передачи навыков и ценностей из поколения в поколение. Как следствие, разные поколения обладают разными ценностями, мировоззрением и в результате общество разобщается.

Мы неоднократно слышали о конфликте отцов и детей – думаю, причину вы теперь понимаете. Кто-то справедливо заметит, что такой конфликт был всегда. С одной стороны соглашусь, это верно, но с другой — он может иметь разный масштаб. К сожалению, в нашем обществе он исторически огромен, именно поэтому у нас очень нестабильное государство, которое только за предыдущее столетие два раза разваливалось. А причина все в том же – нет стабильности в передаче ценностей от родителей к детям. Во многом, коренные причины гражданской войны в этом же. На сколько должны быть разными ценности и низкое качество взаимоотношений между людьми, когда «брат на брата, сын на отца»?

Как пример: есть традиционные общества, которые живут социально стабильно на протяжении сотен лет. Как мне кажется, есть чему нам поучиться.

Во-вторых, самый весомый вклад в снижение качества воспитания (выработки) социальных навыков, а, следовательно, и в раскол между поколениями вносит цифровой мир, в котором мы погрязли по самые уши. Тут действует несколько механизмов (постараюсь коротко описать несколько, за более полной информацией отправляю к книге).

Механизм первый: цифровой мир во многом похож на реальность, в нем люди дружат, общаются, казалось бы, что тут плохого. Но проблема в том, что это имитация реальности, в которой «жить» гораздо проще, чем в реальном мире. Есть простое правило – если навыком не пользоваться, его качество снижается. То же происходит и с социальными навыками. В результате, в реальной жизни людям тяжело строить отношения, так как они привыкли к искусственным условиям. Опять же, это больше относится к детям, но они вырастут, а навыки автоматически не появятся.

Механизм второй: отсутствие цензуры приводит к тому, что в особенности дети с несформированной системой ценностей видят в качестве примеров не просто альтернативные модели поведения, а очень негативные, которые они в дальнейшем пытаются копировать. С попыткой подражать Джокеру происходит именно это.

Не хочу повторяться и описывать, для чего Джокер себя так ведет, точнее, какие потребности он так удовлетворяет, можете коротко прочитать в статье «Казанский Джокер», ссылка выше. Опишу только механизм, как возникает желание его копировать.

Прошу никого не обижаться, но факт есть факт, и чем больше я изучаю поведение человека,  тем больше в этом убеждаюсь, что человек является животным, разве что только с некоторыми особенностями. Нами движут животные потребности, причем, большинство из нас этого не понимают. Так вот, дело все в том, что ребенок тоже стремится к удовлетворению своих потребностей, причем он может использовать только способы, которые знает. Это же тоже навыки. По-хорошему, он должен получать эти знания от родителей. Но, имея в распоряжении альтернативное информационное пространство, он видит их там и начинает копировать. Это еще осложняется тем, что ребенок, в силу возраста и незрелости не может просчитать дальнейших последствий своих действий, как для себя, так и для общества. Да его это и не особо интересует, его цель — это наиболее быстрый способ удовлетворения ряда потребностей. Это для правильно воспитанной личности убить, ограбить, причинить вред другому является чем-то неприемлемым. Но еще раз повторю – это не природа нас такими делает, а это исключительно результат воспитания.

Если посмотреть историю и нравы других народов, вы сами в этом убедитесь.  Например, вы знали, что в Европе каннибализм был распространен вплоть до 18 века? Да-да, они там друг друга ели с удовольствием, причем не всегда от голода. А вы не знали? Для интереса посмотрите картинки в поисковике по запросу «каннибализм в Европе». Будете в шоке, обещаю. Мы хорошо знаем, как приезжие на американский континент европейцы, осваивая его, убивали тысячами местных жителей – индейцев. Они считали это нормой. Или вспомним недавнюю историю – Великую Отечественную Войну и зверства фашистов, и тех, кто им помогал. Читать-то сложно о том, что они вытворяли, особенно в отношении детей, оторопь берет, а они это делали без зазрения совести. Все это — результат воспитания. Помните это!

                Вернемся к ребенку, за формированием мировоззрения которого не следили. Как результат вырастают личности, у которых модели поведения абсолютно расходятся с нормами общества. И это ужасно потому, что изменить их чрезвычайно сложно. Да и кто этим должен заниматься? Родители, которые не следили за воспитанием? Конечно, такой ребенок будет становиться изгоем в обществе, и вот вам «мина замедленного действия». Когда она сработает – неизвестно.

И это я еще примерно описал крайний вариант Джокерства, которое в принципе можно вычислить. А у скольких детей формируется промежуточное мировоззрение? В том смысле, что они не являются поклонниками Джокера, но такое поведение для них вполне приемлемо. Это не говоря о том, что есть масса других моделей поведения, которые, в конечном счете, тоже несут негативные последствия, как для человека, так и для общества.

На эту тему можно очень много рассуждать. Пора сделать вывод. В таком поведении ребенка всегда виноваты родители и, в первую очередь, их недосмотр за тем, в каком информационном пространстве живет ребенок.

А теперь пора перейти к конкретному рецепту – что делать, если вдруг такое случилось? Я бы посоветовал следующее. В первую очередь, взять полностью под контроль информационное поле, в котором существует ребенок, начиная от социальных сетей, заканчивая, с кем он дружит. Одним из лучших вариантов для начала —  вообще запретить ребенку любое взаимодействие с Интернетом, оставить только то, что необходимо для школы. Но это тоже надо контролировать. Понятно, что ребенок просто так от этого не откажется и будет сопротивляться. На самом деле, это зависимость и ее надо лечить.

Кстати, если вам кажется, что у вас с ребенком все хорошо, все равно его не мешает иногда контролировать. В том числе, о чем общается со сверстниками и так далее. Контроль за тем, что происходит у ребенка в телефоне должно быть нормой. И тут я уже «слышу» возражения от родителей и детей: «А где личное пространство?» и так далее. Я пишу об этом потому, что нередко общаюсь на эти темы, и когда говорю о контроле детей, на меня смотрят с диким удивлением, как-будто я призываю к чему-то ужасному.

Если честно, очень хочется в достаточно резкой форме ответить таким родителям, которые считают, что ребенок не нуждается в контроле личного пространства. Большинство почему-то уверены, что с ростом организма растет и понимание того, как правильно себя вести, но это не так. Созревание тела и «мозгов» не взаимосвязано. Вот сами посудите, до определенного возраста дети регулярно проходят медицинские осмотры, где контролируются параметры роста их тела. Ни у кого же не возникает вопрос, что это неприемлемо, что это нарушение личного пространства. Так тоже надо делать и с «головой» — заглядывать туда, что там происходит.

У меня есть статья «цифровые беспризорники: http://leprus.ru/articles/society-politics/tsifrovye-besprizorniki/ Смысл статьи в том, что если в прошлом ребенку, чтобы быть в «плохой» компании, необходим был физический контакт, то сейчас этого не требуется: он может сидеть рядом с вами, но мозгами быть с ними, благодаря смартфону, который вы ему подарили.

Это еще одна беда нашего общества – неумение и нежелание правильно воспитывать. А сейчас тем более этого делать никто не хочет, это же удобно – дал ребенку телефон и пусть там делает, что хочет, лишь бы не мешал. Давайте будем честны – так и происходит.

Опять отвлёкся, вернёмся к тому, как исправлять ситуацию. Повторим пункт первый – полный контроль информационного поля ребенка. Второе, если уже есть проблемы общения со сверстниками – необходимо разрушать прошлый круг общения и создавать новый. Тут вариантов много, начиная с того, что надо отдать его в какой-нибудь кружок или секцию, где будет новое общение, заканчивая переводом в другую школу. То есть смысл в том, что старые социальные связи надо рвать и создавать новые.

Есть один очень важный момент на который необходимо обратить внимание.  Ваша цель не просто отобрать смартфон, запретить просмотр социальных сетей или общение с плохой компанией. Ваша задача — вы должны предоставить альтернативные способы время препровождения: кружки, секции, чтение книг, самообразование и так далее. Пустоты быть не должно. Главная цель – занять ребенка максимально, чтобы времени на ерунду было мало.

Конечно, изначально это будет восприниматься в штыки, никто просто так добровольно от зависимости избавляться не будет. Это дети, у них и осознанность слабо развита, и привязанности сильнее, чем у взрослых. Но пройдет время, результат будет. И опять же, надо учитывать индивидуальные особенности и степень запущенности. Где-то достаточно просто направить ребенка в нужное русло, а где-то как можно быстрее переходить к жёстким  мерам.

В крайних случаях, когда ребенок стал асоциальным, я бы еще рекомендовал зоотерапию:  сделать так, чтобы ребенок как можно чаще общался с животными. Самый лучший вариант, чтобы он за ними где-то ухаживал. Тут механизм действия такой. Дело в том, что у асоциального человека высокая агрессия к другим людям, а вот в отношении животных такой не бывает. Вы никогда не обидитесь на животное так, как на человека. Поэтому взаимодействие с ними в таком случае будет полезно: переключит круг общения, снизит агрессию, будет приучать к труду. Причем все это желательно делать вместе с родителем, с которым необходимо восстанавливать и укреплять отношения. Доверие у ребенка к родителю — это основа правильного воспитания,  он должен быть кумиром, а не Джокер!

Пока это все, что бы я хотел сказать по этому поводу. И хочу пожелать – воспитывайте детей, не пускайте это на самотек. 



2 комментария на “Дети-Джокеры. Почему и что делать?

  1. Мне нравится. Павел, все правильно написано, но это ближний круг работы, а есть еще средний и дальний. Но это уже не родители. Нулевая точка с которой надо начинать определена правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика