Уроки СССР. Как воспитать патриота!
Из современных аналитических СМИ, мы часто можем услышать, что в настоящий момент мы, как государство, как общество, стоим перед задачей воспитания нового человека. Этот человек должен иметь такие качества как образованность, патриотичность, быть ответственным, уметь отвечать за слова и поступки, и т.д. Качества можно перечислять достаточно долго, но суть ясна. Но проблема возникает в реализации этого, а точнее в поиске ответа на такой вопрос: «Как же это сделать?». Понятно, что тут просто денег маловато, а какие еще ресурсы нужны, что за условия – сложно представить. Бытует много мнений на этот счет, начиная от введения уроков православия в школах, заканчивая углубленным изучением Русской литературы и т.д. Но, на мой взгляд, все это не дает понимая того, что такой способ сработает.
И все-таки, в поисках ответа на этот вопрос нельзя не вспомнить такое государство, которому удавалось воспитывать правильного гражданина, причем на протяжении многих поколений. Этой страной была СССР. Об этом я писал в статье: Чему стоит поучиться у СССР http://leprus.ru/bolshaya-igra/sssr/
Честно скажу, я провел достаточно много времени в беседах со старшими поколениями, чтобы выяснить – как такое получалось? Почему они были патриотами своей Родины, почему ехали осваивать тайгу, почему мужчины шли с удовольствием в армию и т.д.? Почему тогда, в прошлом, несмотря на более тяжелые условия и жизни, и труда, если сравнивать с современностью, люди были более добрые? Этих вопросов можно задавать сотни.
И мне кажется, я нашел ответ на вопрос «Почему это тогда получалось? В чем секрет воспитания правильного гражданина?» Самой основной особенностью в воспитании в СССР было то, что на всех этапах своей жизни человек воспитывался, как часть общества. В нем воспитывалось чувство ответственности не только за себя, но и за семью, и коллектив. Те, кто учились в младших классах, были октябрята, позже они становились пионерами, потом комсомольцами и т.д. Они постоянно взаимодействовали друг с другом, соревновались, коллектив следил за каждым из своих членов, где-то помогал, где-то наказывал. Конечно не без перегибов, но сама идея, на самом деле, верная. Государство, с одной стороны, на каждом этапе развития гражданина воспитывала его как часть коллектива – повторюсь. С другой стороны, она направляла деятельность этого коллектива в нужное для себя русло.
Кто-то может сказать, что все это ерунда, брехня, не в этом дело. Но я не соглашусь, я даже скажу больше: «Эти принципы чрезвычайно действенны и сильны!» За примерами далеко ходить не надо, все это существует и работает, только в немного усеченном формате и называется корпоративная культура. Вспомните любую успешную компанию – мини коммунизм, только лозунги другие. И соц. соревнования, и идея справедливости, и каждый, как часть единого механизма.
Так вот, в СССР существовала корпоративная культура государственного масштаба, которая позволяла воспитывать «правильного работника». Других вариантов сделать это я не вижу.
И конечно, у государства, как и у любой корпорации должна быть цель, к которой оно должно двигаться. Но это уже тема другой статьи.
Искренне Ваш, Андреев Павел
Вконтакте: vk.com/leprus
В Одноклассниках: ok.ru/leprus
Фейсбук: facebook.com/leprus